Заклинивание тормозов – не столь опасная ситуация, как их отказ. Однако в конечном итоге она может привести к полному отказу тормозов, последствия которого могут быть самыми тяжёлыми. Поэтому если машина вдруг начала разгоняться заметно медленнее, чем обычно, ездить тяжелее, а тормозить, наоборот, быстро – самое время принюхаться. Если всё это сопровождается достаточно специфическим запахом, который издают сгоревшие тормозные накладки – значит, тормоза всё-таки заклинило. Остановитесь, пока не стало слишком поздно.
Впрочем, прежде, чем выходить из машины, обратите внимание на положение ручного тормоза – есть вероятность, что вы просто забыли сняться с него перед стартом. Если же нет – смочите палец слюной и последовательно потрогайте им диски всех колёс. Один из них, скорее всего, будет горячим, причём настолько, что смоченный палец даже зашипит. Именно в этом колесе заклинил тормозной цилиндр.
Ехать дальше в таком состоянии, понятно, нельзя. Поэтому ждём, пока колесо остынет, а затем снимаем его. Под ним вы заметите тормозные колодки, а также специальный механизм, который прижимает их к диску.
Деталь, внутри которой, собственно, находится колодка, называется суппорт. Их может быть два или один. Если суппортов два, то следует по очереди поддеть каждую из колодок отвёрткой, слегка отодвинув их от диска. В исправный суппорт колодка «уйдёт» достаточно легко, а в заклинивший, вероятнее всего, с некоторыми трудностями. В этом случае отвёртку можно использовать в качестве своеобразного клина – проще говоря, вбить её (только без особых усилий) между колодкой и диском.
Если суппорт один, то можно слегка постучать по нему молотком или ключом. Только обязательно прижмите к суппорту деревянный брусок и стучите только через него – от удара металла по металлу суппорт легко может треснуть.
После того, как колодки будут разведены, садитесь за руль и несколько раз, со всем усилием, нажмите на педаль тормоза. Потом выйдите из машины и той же отвёрткой затолкните цилиндры суппортов обратно. Эту операцию нужно повторить несколько раз.
Чаще всего таким образом можно «разработать» тормоза, и неисправность пропадает сама собой. Однако если этого не произошло, суппорт придётся менять. Доехать до ремонта можно и с заклинившим тормозом – для этого ещё раз разведите колодки, а тормозную трубку закройте кусочком резины.
Совсем другое дело – машины с барабанным тормозом. Такие сейчас встречаются всё реже, но ещё остались. И то, барабаны ставятся только на задний мост. В этом случае следует сначала снять колесо с нагретого барабана лёгкими ударами молотком по краю барабана со стороны кузова наружу (лучше стучать в разных местах, медленно продвигаясь по кругу барабана). Поршни следует утопить в цилиндры – для этого точно также постучите по ним. Затем установите барабан обратно и точно так же, как и в предыдущем случае, несколько раз нажмите на педаль тормоза. Попробуйте провернуть барабан.
Если после нескольких попыток он так и не провернулся – что ж, нужно ехать в автосервис. Ехать надо аккуратно, не превышая скорость и не выезжая из крайней правой полосы без необходимости.